Не смотря на то, что слово «пудра» пришло к нам в русский язык из немецкого, в оригинале оно все-таки французского происхождения. История возникновения пудры насчитывает несколько тысяч лет.
Первыми кто стали наносить пудру, были жители Древнего Египта. В древние времена для египтян чрезвычайно важно было разделение людей сообразно их цвету кожи на смуглых и светлых. Впоследствии, в течении многих веков, белый и даже молочный цвет кожи считался одним из главных атрибутов красоты и женственности. Когда в шестнадцатом веке великий живописец Паоло Веронезе увековечил на одной из своих работ знатную даму со служанкой, то первую он изобразил с белоснежной кожей, а лицо второй сделал смуглым и загорелым. В те времена светлая кожа и белизна лица подчеркивали социальный статус и говорили о принадлежности благородной дамы, отличавшихся от служанок, крестьянок и других представительниц простонародья обожженными солнцем лицами. Кроме прочего, белизна ассоциировалась с представлением о таких эстетичных и утонченных вещах как жемчуг, снег и белая лилия, выступая символом непорочности и чистоты.
История пудры знает всего две основных разновидности пудры – минеральную и растительную. Естественно растительная появилась гораздо раньше и, как правило, изготавливалась из пшеницы и риса, а точнее из муки тонкого помола. Главным правилом было неприменение пудры в участках тела соприкасающихся друг с другом, поскольку ее использование в этих местах вызвало раздражение кожи.
В древнейшие времена жителям Египта и Междуречья пудрой служила желтая и красная охра. Кстати сказать, даже сейчас ей пользуются множество племен из Южной Америки, Африки и Океании. Жительницы Древней Греции пудрили свои лица свинцовыми белилами, и этот обычай как и многое другое у них переняли римлянки, кроме этого пудрившиеся белой глиной и, страшно сказать, экскрементами крокодила.
Как сообщал римский поэт Овидий, у его соотечественников в большой цене была диасразмата – что-то наподобие современной пудреницы, содержимое которой изготавливалось из смеси пшеничной муки и смеси бобовых. А благодаря Плинию Старшему мы и в наше время знаем парочку античных рецептов изготовления пудры. Что же касается глаз и бровей, то их жители античного мира подводили черными карандашами и грифелями или же просто копотью сожженной специальной эссенции. Однако все эти атрибуты роскоши были доступны только знатным и богатым представительницам прекрасного пола, бедные же женщины и даже рабыни создавали красоту, накладывая маски из ячменного теста с яйцом.
Уже в семнадцатом веке косметику используют все слои населения. И в это же время возрождается мода на пудру. На кожу ее наносили, предварительно смешав при этом с яичным белком – и чем толще, тем даже лучше. Но для того, чтобы лицо не становилось похоже на маску, королева Англии Елизавета I прорисовывала еле заметные голубые кровеносные сосуды. Так же в это время были в ходу книжечки, страницы которых были покрыты светло-розовой краской. Такая бумага называлась испанской и оторвав листок, можно было ею натереть щеки. Существовало несколько причин для того, чтобы румяниться, пудрится и покрывать лицо белилами. Во-первых, для того, чтобы скрыть свой возраст. Во-вторых, чтобы цвет лица не выглядел мертвенно бледным при освещении канделябров. В-третьих, следует помнить, что гигиеническая культура, равно как и медицина находились в те времена не на высоком уровне, и поэтому некоторым отдельным любителям косметики необходимо было спрятать под плотным слоем макияжа следы венерических болезней и оспы, обезобразивших лица огромного количества людей тех времен.
Говоря про нашу родину, то в России начали пудриться при Петре I, известном любителе всего западного, а окончательно этот элемент косметики обосновался в екатерининские времена. Российские кавалеры и дамы использовали рисовую и пшеничную пудру, которую предварительно подкрашивали и ароматизировали. Пудрой настолько обильно покрывали голову, что приходилось надевать на прически и парики специальный чехол, в противном случае нельзя было уберечь от белой пыльцы свой наряд. Расходы пудры в те времена были колоссальными. К примеру, в Пруссии, в конце восемнадцатого века, всего лишь 9 миллионов всех жителей этой страны, расходовали примерно 91 миллион фунтов этой косметики в год. И поэтому совершенно неудивителен тот факт, что французские революционеры жестко установили декрет на пудру, потому как на ее изготовление шли пшеница и рис, которых так не хватало простым людям. Практические на целое столетие пудра покрылась налетом забвения, ведь в моду вошли здоровый и естественный цвет лица и кожи. В Великобритании же, к запрету пудры, как и любой другой косметики, приложила руку королева Виктория, объявив косметику и все, что с ней связано дикой вульгарностью.
Новым расцветом моды на пудру стал XX век. Сначала театральные актрисы начали ее активно использовать, скрывая недостатки кожи на сцене, а впоследствии и в повседневной жизни. После чего во Франции, к радости всех любительниц косметики была изобретена современная формула пудры, основой которой был тальк. Такая пудра уже была без вредных примесей, наподобие свинца, вызвавшего при длительном использовании проблемы со здоровьем. По прошествии всего нескольких десятков лет индустрия косметики пережила, наверное, больше революций, чем за всю долгую историю существования пудры как таковой. В 1932 году британская компания Laughton & Sons выпустила удобные и компактные пудреницы со спонжем. В пятидесятых годах известный голливудский визажист Макс Фактор начал выпускать доступную не только для кинозвезд, но и для простых женщин, повседневную версию пудры-основы называвшуюся «PanCake», довольно эффективно скрывавшую практически все недостатки кожи. Одной же из первых, недорогую пудру начала выпускать Елена Рубиштейн и в начале сороковых годов массовый выпуск пудры наряду с другой косметикой начала Элизабет Арден. Кстати говоря, еще на заре XX века, под брендом HighBrown выпустили первую в истории пудру для чернокожих.
Возникновение пудры подарило людям и особенно женщинам очень удобную возможность выглядеть на все сто независимо от состояния и поэтому в арсенале каждой уважающей себя представительницы прекрасного пола имеется пудра или же ее современный аналог.