Скажите, разве найдется хоть кто-то, кто желал бы своим близким и любимым людям зла? Вряд ли. Напротив, нам доставляет удовольствие заботиться о них, помогать им, защищать их и ограждать от всяческих неприятностей. Мы даже можем взять решение задач, которые трудны и неприятны для них, на себя. То есть фактически мы жертвуем собой ради них.
Помогать близким — это, безусловно, дело хорошее. Но давайте задумаемся: всегда ли эта помощь во благо? Увы, нет. Мы не всегда можем правильно рассчитать степень необходимого участия и часто перебарщиваем со своей заботой.
Но где та грань, за которой помощь и забота, которую мы оказываем дорогим нам людям, переходит в разрушение их личности?
А определить эту грань поможет ответ на следующие вопросы:
• Как этот человек пытается справиться с возникшей у него трудностью?
• Действительно ли он старается решить задачу или только изображает бурную деятельность, а сам только и ждет, когда кто-нибудь придет и сделает все за него?
Если человек испробовал все доступные ему способы разрулить ситуацию, то есть проявил активность и показал свою заинтересованность, но исчерпал все возможности самопомощи и у него так ничего и не получилось — он действительно нуждается в помощи. В противном случае следует очень жестко сказать ему «нет», какие бы нечеловеческие страдания он ни изображал и как бы ни умолял о помощи.
Прежде чем помогать, убедитесь, что человек уже испробовал все, что было в его силах
А сделать это очень и очень трудно, и мало у кого хватает на это духу. Наше сердце разрывается, когда мы видим мучения близкого человека, даже если понимаем, что это не более чем фарс, представление. Мы бросаем все и кидаемся ему на помощь.
И что в результате получается? Получается, что мы таким образом формируем у наших близких так называемую выученную беспомощность. То есть человек, возможно, и мог бы предпринять что-то сам, но он настолько привык, что за него все сделают другие, настолько в этом уверен, что не совершает никаких попыток улучшить свое состояние. И в какой-то момент оказывается, что он настолько выпал из жизни, так мало знает о себе и о своих возможностях, что действительно становится беспомощным. Формируя у людей беспомощность, мы фактически лишаем их полноценной жизни.
Один из самых ярких примеров подобной ситуации — дети, выросшие в атмосфере гиперопеки, а потому совершенно не приспособленные к самостоятельной жизни. Но и у взрослых людей, в семейных парах, такая психология общения встречается сплошь и рядом. Это когда один из супругов отказывается брать на себя ответственность за что бы то ни было, мотивируя это тем, что он не знает, не умеет, забыл, устал и т. д. — отмазок можно найти бесчисленное множество. А другой супруг вынужден всем руководить, все решать, за все отвечать, тянуть все на себе. Правда, справедливости ради нужно сказать, что многих супругов такая ситуация устраивает (даже если они жалуются на нее — для вида), ведь она позволяет каждому из них получить свои вторичные выгоды.
Бывает и такое, что мы видим, как тяжело дается что-то дорогому нам человеку. И мы, горячо ему сочувствуя и руководствуясь самыми добрыми и чистыми намерениями, отодвигаем его в сторону и опять-таки делаем все за него. Мы снимаем с него ответственность и «перетягиваем одеяло на себя».
Часто проблема тянется из детства и является следствием гиперопеки
И тут витает не только угроза сформировать у этого человека беспомощность. Своими действиями мы фактическими обесцениваем его собственные усилия, как бы принижаем его возможности, показываем свое недоверие к нему. А в результате можем вообще отбить у него желание что-то делать, преодолевать трудности, проявлять характер и силу духа, учиться и развиваться. Мы можем разрушить его личность, его чувство собственного достоинства, уважения к себе.
Подведем итоги…
• Делая за близких нам людей то, с чем они вполне могут справиться сами, мы наносим вред и им, и себе. Им — потому что расхолаживаем их и учим быть беспомощными. Себе — потому что сами загибаемся от тяжести и непосильной ноши. Это первое.
• И второе. Перетягивая на себя ответственность, мы как бы крадем у людей их жизнь, не позволяем им реализовать свои возможности, жить яркой и полной жизнью. Но при этом крадем жизнь и у себя — ведь мы больше заняты чьими-то делами, а не своими. Мы не проживаем свою жизнь, а находимся в бесконечном ожидании: вот сделаем то-то и то-то — и тогда (то есть фокус внимания смещается с себя на других)… Но до «тогда» доходит редко…
Научиться видеть, чувствовать ту грань, за которой помощь и забота, что мы оказываем дорогим нам людям, переходит в разрушение их и, возможно, нашей личности, сложно. Но, как говорится, дорогу осилит идущий, а путь в тысячу миль начинается с первого шага.