«Свадьба, свадьба, в жизни только раз! Может, два, а может, три, но это не для нас!» Очевидно, чтобы именно так оно и было – один раз и на всю жизнь – мы подсознательно и стремимся отмечать свадьбы во всю свою удаль молодецкую, чтоб «душа развернулась» и еще долго сворачивалась обратно. У каждого народа свои традиции празднования столь замечательного события, и в обрядах каждого этноса найдется немало интересных и неординарных сюжетов.
В Греции свадьбы справляются круглый год за исключением пары месяцев периода Большого Поста до Пасхи. По средним меркам «небольшой» свадьба считается с количеством приглашенных до 300 человек, причем не обязательно всех гостей, присутствующих на торжественной церемонии в церкви, позовут за стол – и это считается нормой. Но если уже там их количество переваливает за 500-600 человек, это называется свадьба с размахом. И такие свадьбы не редкость.
Официальным браком в Греции является церковный. Административный и по сей день считается чем-то вроде «дурного тона», но последнее время к нему все чаще стали обращаться малоимущие семьи, и он вступил в силу.
Но уж если здесь празднуют свадьбу, так празднуют!
Невесты стараются перещеголять одна другую убранством своих нарядов и свадебных атрибутов. К числу последних относятся огромные наряженные свечи, канделябры, букеты искусственных и живых цветов – ими украшаются церковь и залы торжеств изнутри и снаружи; маленькие сувенирчики для всех приглашенных – «бобонеры», – все это сопровождает весь процесс церемонии от порога дома невесты до праздничного стола и стоит немалых средств.
Кстати, все расходы на свадебное одеяние своей будущей невестки, вплоть до обуви и нижнего белья, делает свекровь, и от того, насколько щедро она готова тряхнуть мошной, во многом и зависит внешнее обаяние невесты (плюс, конечно, работа парикмахера и визажиста-косметолога). Немалая роль в расходах отводится и «кумбаросу» – дружку жениха – он покупает всю остальную свадебную атрибутику, конечно, не без участия капризного вкуса самих молодоженов, и оплачивает услуги церкви.
Сегодня такое понятие, как «приданое», немного устарело и модифицировалось, и тем не менее, ни одна девушка не приходит в новый дом с пустыми руками – как минимум иметь комплект постельного белья, набор кастрюлек, вазочек и прочей дребедени – по силам каждой. Да и жениху не ставится в обязательное условие иметь свое собственное жилье: кому принадлежит жилплощадь – вопрос второстепенный.
Последнее время все чаще практикуются «смешанные браки», греки начинают медленно, но верно излечиваться от ксенофобии, и охотно принимать в свои семьи как русских невест, так и «росопонтийских» женихов. Подобные свадьбы проходят по греческим обрядам, но иногда особо деятельная «половина» иностранной национальности привносит и свои традиции в однообразие местных ритуалов.
И если речь идет о «наших», столы начинают изобиловать «заморскими продуктами» и черной икрой, а атмосфера застолья разбавляется музыкой «народов мира» или просто русской попсой. Все эти «заморские диковинки» приводят греков в неописуемый восторг, и побывав хоть раз на подобной свадьбе, они потом долго еще переваривают трапезу и делятся впечатлениями с соседями.
В церковь молодые собираются порознь. Жених подъезжает с родителями, за невестой же отправляется «кумбарос» со своей свитой.
У подъезда невестиного дома его поджидает наряженная жареная курица на блюде, которую необходимо «купить», естественно, расплатившись за нее как можно щедрее. Непонятно, правда, что или кого символизирует она.
В это время незамужние подруги невесты угощают свиту дружка ликером и карамельками. Далее начинается «торг» – девушки требуют выкупа, а сама невеста предлагает надеть ей туфельку, в которую следует подкладывать все новые и новые купюры, пока туфелька «не придется впору» капризной барышне.
После того как кумбарос находит общий язык с «вымогателями», все дружно выпивают, выходят на улицу, невеста прощается с домом, исполняет ритуальный танец с родителями, с дружком, и вся компания отправляется в церковь.
Священник встречает жениха и невесту у входа, «очищает», благословляет и только после этого позволяет приблизиться к алтарю. Вслед за ними церковь заполняет и остальной люд из числа приглашенных.
По окончании ритуала молодожены и их ближайшие родственники выстраиваются у выхода шеренгой, через которую проходят все гости с пожеланиями «счастливой семейной жизни». Целоваться при этом со всеми и обниматься не возбраняется, а только приветствуется. В конце шеренги стоят родственники-добровольцы или девочки – «мининевесты» и раздают свадебные сувениры.
После чего гости чинно рассаживаются по машинам и отправляются в означенную в приглашении таверну-ресторан, где сразу же начинается обслуживание.
Молодожены в это время направляются не к памятникам-мемориалам для возложения цветов погибшим героям, а в фотоателье для запечатления своих изображений во всевозможных ракурсах, несмотря на то, что весь вечер их обслуживают профессиональные фотографы и просто любители – на каждом шагу.
Появляются они в банкетном зале (а как правило, для таких случаев снимается все помещение), когда гости уже пребывают в состоянии легкой эйфории под воздействием спиртного и закусок, и в знак приветствия со всех столов раздается звон постукивания столовых приборов о края фужеров. Свадебный марш Мендельсона сопровождает их на круг зала, в центре которого находится большой свадебный торт, и молодожены, взявшись за руки, разрезают его. В этот момент, по идее, невеста и должна бросать свой свадебный букет через плечо. Однако, то ли букет оказывается для нее слишком дорогой памятью, то ли проявляется девичья жадность, но зачастую подобного не происходит.
Далее следует ритуал «кормления» – новобрачные откусывают по кусочку пирога из рук друг друга, запивают шампанским и целуются. После этого требуется небольшая встряска в виде вальса, который исполняют они, как умеют.
Очередь показать свое танцевальное мастерство переходит к дружку и дружке, потом к родителям молодоженов. Затем в круг вступают ближайшие родственники – сестры, братья, тети, дяди, бабушки, дедушки и только потом все остальные.
Тут веселье начинается полным ходом. Молодожены только успевают заморить червячка, как наступает время ходить «по столам», приветствуя каждого из приглашенных в отдельности, принимать в очередной раз поздравления и выпивать чуть ли не на брудершафт с каждым, желающим выразить свои эмоции более откровенно.
По окончании торжества, на котором молодожены присутствуют до победного конца как стойкие оловянные солдатики, гости устало разъезжаются по домам. Новобрачные отправляются в заранее забронированный номер «люкс» престижной гостиницы, а поутру – в свадебное путешествие.
Наиболее состоятельные семьи предпочитают выезд за рубеж, хотя встречаются и настоящие патриоты, стремящиеся провести свой медовый месяц в пределах родной страны, а то и огорода.