Не знаю, для чего нужна беглость пальцев вам (не случайно же вы обратили внимание на название статьи), а мне она совершенно необходима для печати на клавиатуре компьютера и для игры на фортепиано, гармони, баяне. Во всех этих случаях есть клавиши, по которым надо попадать быстро и точно.
Интеллект контролирует каждое движение в начале выработки навыка, а потом эту заботу берет на себя двигательная память, и мы наслаждаемся легкостью правильных автоматических действий. Покой, радость и счастье очень часто опираются на привычную деятельность. Что-то получается замечательно хорошо, легко, и привычное занятие порождает здоровую усталость, за которой последует освежающий сон.
Этим занятием может быть и игра на музыкальном инструменте, и внесение записей в живой журнал. В обоих случаях хорошо бы не застревать и быстро-быстро собирать красивое целое из готовых наработанных элементов. Так, к примеру, освоившие гамму музыканты нимало не задумываются, когда надо пробежать пальцами по всем клавишам подряд, в то время как новички это делают с трудом. И аккомпанировать намного легче, если аккорды и их последовательности берутся как бы сами собой.
Конечно же, сначала мы привыкаем находить нужную клавишу на ее месте. Но когда этот короткий этап пройден, поскорее переходим к следующему — частым последовательностям. Посмотрите на последнюю прочитанную фразу, в ней есть окончание -кий, приставка пере-, корни — ход, след. Выделите в тексте те элементы, которые часто встречаются, и попробуйте добиться автоматизма, чтобы пальцы сами их вытанцовывали. Повторите много-много раз, и двигательная память ухватит навык раз и навсегда. Один раз запоминаете — всю жизнь с легкостью и удовольствием пользуетесь.
Работу по отбору таких элементов уже проделывали много-много раз. Вы без труда найдете обучалки слепому десятипальцевому методу набора текста или музыкальные упражнения для пальцев от гамм до замечательного сборника Ганона и этюдов Черни. Простые короткие этюды Черни создавались для того, чтобы ученик, отрабатывая их, мог подступиться в итоге к сложным произведениям Баха. Черни взял сложные элементы и превратил их в красивые миниатюры, повторив несколько раз от разных нот и приведя к заключительным аккордам, которые подобны точке в конце фразы. Почему бы нам не использовать метод Черни?
Анализ и синтез — слова знакомые? Давайте поставим себе цель. Затем проанализируем ее. Какие элементы есть в том, что мы хотим сделать? Отшлифуем эти элементы частым одинаковым повторением. Иногда одной минутки достаточно, чтобы затруднительное превратить повторениями в привычное простое. Представляете, как много можно успеть за час?!
А потом из готовых деталей попробуем собрать что-то свое. Это не обязательно, но ведь очень интересно. И если момент такой сборки одобрять во время обучения, то возникает радостная игра, в которой новые навыки усваиваются будто сами собой. При этом еще и здоровье крепнет, потому что движение и радость для него всего важнее. Да-да, это важнее, к примеру, еды. Знаете ли рекорд голодания, которое завершилось нормальной здоровой жизнью? 243 дня! Только не морите, пожалуйста, никого голодом на этом основании.
А теперь прошу пианистов заглянуть в упражнения Ганона. Ноты есть в Интернете в свободном доступе. Как вам это нравится? Можно выписать с аппликатурой (номерами пальцев) один такт в начале и один из середины, всего получится 122 такта. Получите преогромное удовольствие от простоты этих упражнений и легкости скольжения рук над клавиатурой. Чуть позже вы обнаружите, что те элементы, которые так легко вытанцовывают ваши пальцы, густо разбросаны по нотам произведений, которые вас интересуют, вы их легко распознаете и легко исполняете.
Что же дальше? Время. Чем больше времени будете затрачивать на выработку полезных навыков, тем лучше будет результат. Время сновидений тоже считается. Очень полезна, хотя и не заменяет реальные движения, мысленная тренировка. Например, когда едете в транспорте. Вы неподвижны и никому не мешаете, между тем нервные связи, которые должны установиться для успешного действия, устанавливаются почти так же, как при настоящей работе.
Если у вас есть возможность заниматься час на клавиатуре, а потом вы добавите полчаса игры в уме, то результат может оказаться даже лучше, чем если бы вы занимались полтора часа на клавиатуре. Но не думайте, что можно стать виртуозом, играя час в уме и полчаса пальчиками.
Пусть в занятиях вам поможет мечта о скорости. Чтобы узнать, чего можно достигнуть при игре на фортепиано, посмотрите видео с пьесой «Смерть пианиста"* или с игрой 4-летнего малыша из Гонконга, в котором как будто ожил Моцарт. Что же касается печати на клавиатуре, то максимальная на сегодня скорость в получасовом марафоне — 928 знаков в минуту.
* Это была шутка, «Смерть пианиста» исполняет электроника. Рекорд на компьютерной клавиатуре — не шутка. Посмотрите, к примеру, видео о Михаиле Шестове.