Авторы телеграм-канала «Майор и Генерал» объясняют, почему именно Франция является законодателем мод в области уличного протеста.
Вчера и сегодня интернет бурлит аналогиями «ЖЖ» («Желтых Жилетов» – прим. «Русской Весны») с украинским Майданом. Дескать, смотрите сколько совпадений: и цветовая самоиндентификация протестующих, и «онижедети», и «полиция с народом», и даже игра на пианино перед активистами.
Да, это так. Все очень похоже. Но из этого делается совершенно неправильный вывод: дескать, за кулисами народных бурлений все тот же кулак Сороса и заокеанские кукловоды.
Мы не будем здесь обсуждать вопрос, с какой стати глобальный финансист Сорос, поддерживающий протесты против Трампа, будет поддерживать протест против ставленника глобальных финансистов Макрона, — протест, который поддержал Трамп. По нашему мнению — ни с какой, и рассказы о руке Сороса — конспирологический бред, однако это выходит за рамки нашей короткой заметки. Мы расскажем, почему оно похоже.
Три страны внесли главный вклад в теорию организации (и пресечения) массовых беспорядков:
Это именно Франция, США, и, разумеется, Россия. Густав Лебон, автор бессмертных монографий «психология масс» и «психология народов», положил начало сначала изучению, а затем и практическому применению феномена «управляемой толпы». Француз.
Габриэль Тард, социолог и криминолог, автор «теории подражания», объясняющий, почему вдруг вполне благопристойные люди в переломные исторические моменты идут на поводу у отчаянных сорвиголов и авантюристов. Француз.
Гюстав Ле Бон, Огюст Конт… и множество других французских ученых положили начало тому, что затем творчески развили и довели до совершенства (опираясь в т. ч. на труды нашего бывшего соотечественника Питирима Сорокина) американцы, создав из абстрактно-кабинетных исследований прикладную технологию по изменению власти в интересующих их странах без прямого военного вторжения.
Ведущая роль Франции объяснима — это страна не только с высоким уровнем развития науки, в т. ч. политической философии, но и с богатейшим опытом революций и иной уличной бузы. Но подключение к изучению этих процессов специалистов из США отнюдь не означает, что французская мысль перестала работать в данном направлении. Более того, именно события 1968 года дали богатую пищу для создания прикладных технологий протеста, и ключевой вклад в изучение феномена был сделан именно французскими учеными и практиками из МВД и спецслужб.
Так что все эти «цветовые индентификаторы» (известные, впрочем, со времен восстания «желтых повязок» в древнем Китае), бубны, барабаны, «девочки Баны», и т. д. — был продано или передано французскими и американскими специалистами украинским организаторам Майдана, а совсем не наоборот. И именно это объясняет такую удивительную схожесть технологий.