Домой Культура Поэт Кацов назвал Андрея Битова талантливым и умным писателем

Поэт Кацов назвал Андрея Битова талантливым и умным писателем

222
0

Поэт Кацов назвал Андрея Битова талантливым и умным писателем

Один из основателей советского постмодернизма, обладатель двух государственных премий РФ Андрей Битов был не только талантливым неординарным писателем, но и очень умным человеком, рассказал РИА Новости известный журналист, писатель, поэт и эссеист Геннадий Кацов, проживающий в Нью-Йорке.

Писатель Андрей Битов ушел из жизни 3 декабря в Москве в возрасте 81 года.

Кацов поделился с РИА Новости своими воспоминаниями об одной из своих встреч с писателем, которая произошла около 20 лет назад, и взглядом на творческий путь Битова.

Встреча с черновиками

«В январе 1996 года Андрей Битов выступал в Нью-Йорке, и судьба распорядилась так, чтобы это выступление я не пропустил. В один из вечеров на компактный и невысокий подиум популярного манхэттенского кафе-клуба Anyway, совладельцем которого я в то время являлся, вышел Андрей Битов. Он держал кипу бумажных листов – судя по заявленному названию выступления, черновиков Пушкина. По крайней мере, их копий», — вспоминает Кацов.

Битов читал с листа под музыкальное сопровождение. В перформансе принимали участие Александр Александров из состава легендарных «Аквариума» и «Звуки Му», а также джазовый трубач и композитор Юрий Парфёнов.

Выступление длилось около 20 минут, после чего Геннадий Кацов попросил у Битова страницы «черновиков». «Это были печатные тексты в жанре «тема с вариациями» — расписанные построчно, чтобы их удобно было читать вслух, черновые записи Пушкина», — рассказывает он.

«Основная идея Битова отчётлива и понятна: так же, как вокруг заданного джазового квадрата или известной темы, джазмены в рамках джем-сейшн сплетают гармонии и дисгармонии, так и каждая много раз откорректированная Пушкиным строка полна самодостаточных дискурсов, которыми заполнен черновик», – вспоминает Кацов.

 

Титан постмодернизма

Характеризуя творчество Битова, Кацов отмечает, что он – один из основателей русского постмодернизма, со всеми признаками этого течения в его прозе и поэзии, уже существовавшими на Западе до выхода в свет его первого романа «Пушкинский дом», который в 1978-м издается в США». Роман выходит почти одновременно с еще двумя шедеврами русского постмодернизма: первого романа Саши Соколова «Школа для дураков» (1976) и известного парижского издания «Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева (1977).

«Интересно, что «Пушкинский дом» Битов начал писать в 1964 году – вначале как рассказ под впечатлением от суда над Иосифом Бродским, а в дальнейшем – роман в духе интертекстуального антиучебника по русской литературе. И почти 14 лет понадобилось роману для выхода в свет, видимо, в нужное время», — отмечает Кацов.

«Битов одним из первых привил постмодернистские приемы, фрагментарность, принципы монтажа — ни в коем случае не хочу сказать «заимствовал», это были самостоятельные открытия — для жизни в русской литературе. Он был умным человеком. В этом мнении я не одинок. Пожалуй, это – главное, что можно было ощутить при встрече с Андреем Битовым», — добавляет собеседник РИА Новости.

«Нам, его современникам, повезло встретиться с ним, а поколениям будущим – только остаются его работы. Согласитесь, тоже немало. Мир душе его!» – подводит итог Геннадий Кацов.

Один из основателей советского постмодернизма, обладатель двух Государственных премий РФ Битов родился в Ленинграде. Он начал писать в 1956 году, первые рассказы Битова были опубликованы в альманахе «Молодой Ленинград» в 1960 году. Первая книга писателя «Дачная местность» вышла в 1967 году в Москве, затем последовали «Аптекарский остров», «Уроки Армении», «Образ жизни», «Дни человека» (1976), «Семь путешествий», «Пушкинский дом», опубликованный в США в 1978 году, в СССР роман был впервые опубликован почти через 10 лет — в журнале «Новый мир» в 1987 году.

Битов публиковался в запрещенном в СССР диссидентском альманахе «Метрополь», за что был уволен из Московского литературного института, где вел занятия по литературному мастерству. После этого его перестали публиковать в СССР, он стал «невыездным». Новые публикации на родине стали возможны только с началом перестройки в СССР.

С 1985 года вышло более 30 книг Битова, среди которых «Грузинский альбом», «Книга путешествий», «Человек в пейзаже» (1988), «Улетающий Монахов» (1990), «Оглашенные», «Империя в четырех измерениях», «Моление о чаше» (2007), «Преподаватель симметрии» и другие.

Сочинения писателя переведены почти на все европейские языки. Битов обладатель многочисленных международных и российских литературных премий. С 1991 писатель является президентом российского ПЕН-клуба.