Большинство людей находится на том уровне, на котором ему позволяют находиться, создавая у него иллюзию собственного контроля и выбора. А на самом деле никакого выбора у него нет, все решено за него.
Большинство неспособно на какое-либо мало-мальски независимое мышление. Большинство, вообще, неспособно мыслить. Мышление требует значительных энергетических усилий и затрат. Времени, умственного напряжения, критического и самокритического отношения, сомнения в общепринятых истинах, душевного беспокойства… Максимум на что способно большинство — это выбирать их трех предложенных сверху вариантов (А, В, С — как сегодня на ЕГЭ) и не делать ни шагу дальше.
При этом большинство почти свято уверено в том, что это его выбор и что выбор его верный. Оно, большинство, предпочитает верить на слово другим, чем доискиваться собственных истин, делать собственные выводы. Или хотя бы руководствоваться опытом мудрых, а не популярных людей.
Человек — это все, что угодно: вера в бога, в технический прогресс, в инопланетян, своему президенту. Эмоции, суеверия, этика и нормы поведения в социуме. Устои и традиции. Но только не стремление к познанию истинности и подлинности вещей. И попытка вырваться за рамки общепринятого, полезного для элит послушания. Покорность мысли. Подчинение общепринятому. Принятому за него и без него. Ум и мышление не столь важны, сколько этические нормы и придерживание общепринятых норм морали, нравственности, законопослушание.
С. Е. Лец как-то красиво сказал: «В каждом веке есть свое Средневековье». Имея в виду, что примерно раз в сто лет мы впадаем в помутнение рассудка, Инквизицию, мракобесие. На самом деле, мы и не выходили из Средневековья, несмотря на Интернет, смартфоны и пересадку сердца. Поменялись только атрибуты Средневековья: мы ездим не на телегах, а в автомобилях, не сжигаем возмутительные книги, а баним неугодных в Интернете, имеем рабов не на плантациях, за еду, а сами являемся рабами в офисах, за зарплату, у многих которой хватает также только на еду. И в головах у многих из нас тоже Средневековье с элементами современности и самообманов собственных контроля и выбора.
Вчера большинство преклонялось перед каменными и деревянными истуканами в широком поле или на лобных местах. Сегодня оно делает то же самое, с единственным отличием, что истуканы сегодня льются из бронзы и ставятся на площадях, их цифровые портреты вешаются в кабинетах, как когда-то выставлялись в виде миниатюрных болванчиков в пещерах и шалашах. Поменялись язык и манера поклонения, жертвоприношения. Пирамиды заменили памятниками и мавзолеями, сбрасывание на колья тюремным сроком на 25 лет, сумасшедшими как объявляли тогда, так объявляют и сегодня, с целью остракизма, изгнания из племени, эмиграции.
Парадокс Гегеля, гласит: «История нас учит, что ничему не учит». А другой философ в этой связи сказал: «Беда человечества в том, что оно ничему не учится». Человек меняется мало, если меняется вообще. Меняются атрибуты его жизни в обществе. Одежда, машины, жилище… Но сам новый человек, приходящий в это мир, совершает те же ошибки, с тем же уверенным видом, что до него совершали его предки. И все те же еда, размножение и доминантность. И все то же отсутствие собственной мысли.
Большинство не учится, даже когда очевидные примеры — перед глазами. Еще вчера, оно, большинство, верило в бога Ленина, пионерию и комсомол. Носило на груди изображение своего вождя, ходило под одним красным флагом, пело одни песни. Сегодня вчерашние боги низвергнуты в пыль, вчерашняя идеология предана анафеме и большинство снова находится в поиске новых истуканов, знаков отличия, флагов, гимнов, смыслов… И оно снова верит в то, что новые боги, новые идеологии, новые гимны и флаги теперь будут настоящими, самыми-самыми. Ждет, когда их ему, большинству, преподнесут, чтобы было на кого молиться, кому верить, кому деньги отдавать.
А ведь это отрезок всего в несколько десятков лет, когда происходили такие полярные метаморфозы мышления большинства. Попытки мышления. А если вглядеться в тысячелетия? На каких богов, философии, идеологии, нормы, традиции и устои молились, а потом отменяли, а потом снова принимали под новым соусом, в новых, цветных одежда тогда?
То, за что штрафовали и наказывали вчера, сегодня является предметом гордости. То, что вчера презиралось, сегодня достается из нафталиновых сундуков и вывешивается с горделивым видом на радость всем. И большинство такие преобразования сознания, кажется, совсем не беспокоят. Вчерашние постыдные фарцовщики и спекулянты — сегодня успешные коммерсанты и бизнесмены. Вчерашние враги — сегодня браться, а братья — враги. И так далее.
Выйдите сегодня на улицу. Оглядитесь вокруг. На рынках, на остановках, на работе — везде вас окружают люди с одинаковым «общественным мнением» (различаться они могут только по вариантам А, В, С — не больше), одинаковыми желаниями. Одинаково выглядящие, говорящие, функционирующие… Вся разница только в А, В, С. Успех, деньги, квартира, машина, семья, любовь, дети, Египет, пиво, новое платье. И всё… И пустота…
Задайте им наивные, смешные, по их мнению, вопросы: зачем ты женился, зачем тебе дача, машина, почему ты должен отдавать какой-то долг Родине и кто это за тебя решил, почему ты обязан всю жизнь работать по 8 или 10 часов и выйти на пенсию за три года до своей среднестатистической смерти, а отдыхать только на выходные или месяц в году, пить спирт, разбавленный водой, или в воде сваренные хмелепродукты, носить модную одежду и жить в бетонном человейнике, выполнять хотелки своей лучшей половины, и кто так за тебя решил, а потом в 65 издохнуть от инфаркта…
Задайте. И вам улыбнутся в лицо, засмеются, скажут что-то банальное, что будет сводиться к «так делают все», но не скажут ничего вразумительного, своего, произведенного мыслью своего головного мозга и мыслительного процесса.
Потому что не знают. А знают лишь, что «так делают все», так живут все… Самый «весомый» аргумент здесь: «так делают все». Что можно было бы каждому вместо эпитафии на могилу: «Я делал, как все». И больше никаких мыслей…