Домой Знаменитости ЗП Расстреляли в упор в антракте спектакля: драматическое убийство в театре стало шоком...

Расстреляли в упор в антракте спектакля: драматическое убийство в театре стало шоком для страны

244
0

Расстреляли в упор в антракте спектакля: драматическое убийство в театре стало шоком для страны

«У нас нет определенного отношения к прошлому», – жаловался Петя Трофимов в чеховском «Вишневом саде». Кажется, эта фраза точнее всего характеризует мнение и знание людей о знаменитом председателе совета министров Российской Империи Петра Столыпина. И премьера в столичном МХАТе имени Горького может хотя бы отчасти исправить это.

Это сегодня памятник Столыпину стоит в самом центре Москвы возле здания парламента. А Ленин называл этого премьер-министра не иначе как «обер-вешателем» и «погромщиком». Советские учебники по истории писали о нем как об авторе аграрной реформы «для создания социальной опоры царизму в деревне в лице кулачества». А в кратком курсе ВКП (б) Сталина говорилось, что именно Столыпин привел к «ограблению общинной земли кулаками, разбойничьим набегам жандармов и полицейских».

Про Сталина в спектакле Александра Дмитриева на Малой сцене МХАТа тоже идет речь – правда, о той поре, когда будущий «отец всех народов» и их же палач еще был Джугашвили и учился в семинарии. Петр Столыпин рассказывает жене, что этого смутьяна отправили в ссылку, а та сокрушается теперешним нравам молодежи и церковников.

Вообще, за полтора часа зрителей ждет встреча со множеством исторических персонажей – тут и правнучка легендарного полководца Александра Суворова фрейлина Ольга Столыпина (Мария Янко), и сам Суворов (Михаил Сиворин), и террорист Дмитрий Багров (Матвей Сотириади, Егор Скворцов), и, конечно, император Николай II (Кирилл Зайцев) с супругой Александрой Федоровной (Наталия Медведева). Словно бы лекция в лицах по событиям 1906-1911 годов, когда Столыпин и проводил свои основные реформы!

Расстреляли в упор в антракте спектакля: драматическое убийство в театре стало шоком для страны

Спектакль получился очень атмосферным – в нем продумана каждая деталь, от костюмов до настольных ламп и фужеров для шампанского. Это был расцвет эпохи модерна, и мхатовская постановка прекрасно ей соответствует.

 

Расстреляли в упор в антракте спектакля: драматическое убийство в театре стало шоком для страны

Оригинально организовано и сценическое пространство (Елена Ярочкина) – одна и та же декорация превращается то в кабинет Петра Столыпина, то в приемную Николая II, то в ресторан, то в роскошный киевский театр, в котором сентябре 1911 года, в антракте спектакля «Сказка о царе Салтане» двумя выстрелами в упор и был убит Столыпин. С 1905 по 1911 годы на него планировалось и было совершено 11 покушений, последнее из которых достигло своей цели. И стало шоком для всей страны…

Расстреляли в упор в антракте спектакля: драматическое убийство в театре стало шоком для страны

Драматург Святослав Рыбас (автор вышедшей в 2014 году в серии «Жизнь замечательных людей» биографии Петра Столыпина) при работе над пьесой опирался на исторические документы. Например, на письмо Николая II к матери, в котором самодержец так сообщал о смерти Столыпина: «Он повернулся ко мне и благословил воздух левой рукой. Тут только я заметил, что у него на кителе кровь». Эта кульминационная сцена в спектакле – одна из самых эмоционально сильных

Как известно, дед Петра Столыпина Дмитрий Алексеевич и бабушка Михаила Лермонтова Елизавета Алексеевна были родными братом и сестрой. И символично, что на премьеру спектакля «У премьер-министра мало друзей» пришел Михаил Юрьевич Лермонтов – полный тезка и дальний родственник (прямой потомок Георга Лермонта, ставшего основателем дворянского рода Лермонтовых) знаменитого русского поэта.

Представляя постановку, драматург, который тоже был в зале, пояснил: «Это отсылка к нынешнему времени. Спектакль о том, что урок должен быть прочитан до конца. Прошлое – черновик будущего. И трагический опыт должен быть до конца осмыслен. Я хочу, чтобы через драму, через эмоциональную передачу этой идеи мы бы задумались о нас сегодняшних. Ведь прошлое нужно знать не потому, что оно прошло, а для того, чтобы, уходя, оно не умело убрать своих последствий». Он прав – проблематика спектакля очень созвучна дню сегодняшнему. И, судя по раскупленным билетам и дополнительным спектаклям, понятная каждому из нас.