В 1890 году английский писатель и философ Оскар Уайльд издает свой знаменитый роман «Портрет Дориана Грея», главный герой которого, потрясающе красивый юноша, имеет загадочную мистическую связь с собственным изображением на картине. Эта связь является причиной ужасных и трагических событий, которые происходят с главным героем и окружающими его людьми. Написанный роман всколыхнул общество, разделив его на противников и почитателей сего произведения, однако никого не оставил равнодушным, так как тема, освещенная в книге, является актуальной с самых древних времен: между человеком и его изображением существует сверхъестественная связь, которая может быть крайне опасной и фатальной.
Могли ли события, описанные в книге, иметь место в реальной жизни?
Уверенность людей в мистической связи человека и его изображения появилась еще на заре человечества. Посмотрев наскальные рисунки первобытных людей, можно заметить тот факт, что животные, изображенные на стенах, нарисованы в мельчайших подробностях, и имеют глаза. В то время, у охотников, окружающих зверей, проработаны только тела и оружие, однако нет лиц. Первобытные художники не изображали себя во всех подробностях, чтобы избежать беды и злого рока.
Не менее интересные факты обнаруживаются, если взять в руки Ветхий Завет, где Моисей обращается к народу с наказом не изображать ничего, «что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли». Поэтому в Иудаизме по сей день существуют запреты на изображения людей в искусстве религиозной направленности. Подобные запреты существуют и в Исламе, известно, что Кораном не разрешается изображать людей, животных и растений.
В славянской культуре опасение переносить образ человека на неживой объект выражалось в запрете рисовать лица куклам-оберегам. Если рассмотреть традиционные народные куклы, то можно сразу увидеть, что все они вне зависимости от вида и предназначения не имеют лиц. В современном мире, эта традиция сохраняется в религиозных общинах амишей, чьи игрушки также не имеют лика.
Суеверный страх людей перед собственным изображением имеет под собой основания, ведь истории известно немало случаев, когда люди, не обращая внимания на предрассудки, рисовали прижизненные портреты себя и своих близких, что приводило к плачевным последствиям.
Так, например, Рембрандт, величайший художник, оставивший богатое культурное наследие в виде потрясающих картин, имел крайне печальный опыт изображения своих жен и детей на полотнах. Так, его первая жена, запечатленная на картине «Флора», умерла спустя несколько лет после завершения картины. Ту же участь повторила и вторая супруга мастера. Она являлась его излюбленной моделью для многих полотен. Женщина скончалась, не дожив до старости. Трое из детей Рембрандта, запечатленные на его этюдах, также умерли еще в младенчестве.
Случаи загадочных смертей людей, получивших прижизненный портрет, имеются и в России.
Так, например, в 1797 году Владимир Боровиковский написал великолепный портрет Марии Лопухиной, молодой красавицы дворянского происхождения. Чистота и нежность девушки восхищала не только художника, но и всех людей, хотя бы однажды видевших ее воочию. Портрет получился восхитительным и точным, передающим тонкие черты юной красавицы. Однако, спустя несколько лет, Мария Лопухина неожиданно заболевает чахоткой и скоропостижно умирает.
Похожий случай произошел в жизни художника Василия Перова. Мастер долго искал образы мальчишек для создания картины «Тройка», и когда, наконец, нашел подходящие типажи, мать одного из пареньков отказалась отдавать сына в качестве модели. Женщину охватил суеверный ужас, что с ребенком непременно случится что-то плохое. Однако художнику все-таки удалось запечатлеть парнишку на холсте, и картина получилась необыкновенно живой и атмосферной, только вот мать не обманулась предчувствиями, ведь через пару месяцев после завершения работы ее сына не стало.
Почему же существует мистическая связь между живым человеком и его нарисованным изображением? Как утверждают эзотерики, портрет человека является его биоэнергоинформационным двойником, обладающим теми же энергетическими вибрациями, что и живой человек. Портреты могут оказывать влияние на людей, а люди, соответственно, на портреты.
Если личность обладает очень сильной энергетикой, то ее портрет будет обладать огромной силой, влияющей на других людей. Именно поэтому люди обращаются за помощью к святым, ставя свечи перед их иконами, ведь икона – это тоже портрет человека. При жизни человек, причисленный к лику святых, вел праведную жизнь и помогал окружающим, его светлая и мощная энергетика сохранилась в его портрете. С другой стороны, может быть и негативное влияние нарисованного изображения на людей. Так, например, известно, что музейные работники не любят и даже побаиваются портретов Влада Тепеша (Дракулы) и Элизабет Баттори, известных своими злодеяниями и жестокостью. Кажется, что и после смерти этих людей, их портреты, заряженные негативно, плохо влияют на окружающих: находясь рядом с картинами, начинает болеть голова и появляется чувство тревоги.
Если человек, которого нарисовали на холсте, обладает не слишком сильной энергетикой, то его изображение на картине становится уязвимым, не способным себя защитить от дурных помыслов и намерений окружающих. Воздействуя на портрет, можно добиться болезни или даже смерти человека, изображенного на холсте. Особо уязвимыми считаются дети и женщины.
Влияние со стороны людей может быть, как осознанным (например, наведение порчи на человека через его портрет), так и неосознанным. Известно, что в богатых домах, картины вешались в главных залах, где проводились шумные балы, и приглашалось много гостей. Большой поток людей с самыми разными эмоциями (не всегда добрыми и положительными) не мог не влиять на портреты, развешенные по комнатам, а, соответственно, влиял и на людей, изображенных на холстах. Все это влекло за собой определенные последствия (неудачи, болезни, смерти).
Кто-то верит в магическую связь людей с их портретами, кто считает это простым суеверием. Пока невозможно доказать или опровергнуть эту таинственную взаимосвязь между человеком и его нарисованным образом. Как бы там ни было, лучше придерживаться народной мудрости «береженого Бог бережет», не оставляя свои портреты и фотографии в ненадежных местах и у сомнительных личностей.