При детального анализе человеческого лица можно выделять три абсолютно отличные друг от друга области, соотносимые, в свою очередь, с тремя различными аспектами личности: верхняя часть, или отдел, которому соответствует лоб, средняя часть, или отдел, к которому относятся глаза и нос, нижняя часть, или отдел, включающий в себя рот и подбородок.
При «считывании» каждой из этих частей по отдельности, равно как и всего их комплекса в целом, можно получить большое количество информации о конкретном человеке. Конечно, идеальным было бы гармоничное соотношение между тремя отделами, при котором ни одна из частей не доминировала бы над другими. Это послужило бы указанием на инстинктивно-эмоционально-интеллектуальный баланс личности, который, безусловно, предпочтителен везде и всегда. Однако подобная идеальная ситуация встречается нечасто. Обычно один из лицевых отделов доминирует над остальными. Само по себе это также не является недостатком; в действительности развитость или доминирование любого из этих отделов означает, что данное конкретное психологическое свойство особо подчеркнуто в характере индивида, и если один из разделов лишь слегка выделяется по сравнению с остальными двумя, то в повседневной жизни человека данный факт может даже проявиться как положительный.
В целом несомненно следующее: единственное, что может оказать действительно негативное влияние на характер и жизнь человека, так это то обстоятельство, что одна из указанных частей окажется слишком мала по сравнению с остальными, поскольку это признак того, что соответствующий ей личностный аспект у данного индивидуума не развит от природы. В подобных случаях люди, заинтересованные в собственном самосовершенствовании, должны предпринять какие-то дополнительные усилия, чтобы компенсировать этот недостаток своей личности. Например, человек с квадратным лицом, центральная часть которого чрезмерно развита, в то время как лоб слишком узок, должен уделить особое внимание мыслительному аспекту в своей жизни, поскольку изъяны личности могут проявляться главным образом в этой области.
Интеллектуальный аспект: лоб
Широкий лоб, занимающий приблизительно треть лица, является признаком хорошей памяти, ума и амбициозности индивидуума. В таком случае речь идет о людях с ясной жизненной целью и большими способностями к аналитическому мышлению, а также с тягой к получению новых знаний и умений. Неудивительно, что люди, чей лоб соответствует данным характеристикам, будут обладать качествами руководителя, поскольку они не только наделены талантом верно интерпретировать факты окружающей действительности, но и умеют соотносить их как с чаяниями других, так и со своими собственными устремлениями. Большие аналитические способности и дар схватывать новое, умение управлять собственными чувствами и эмоциями — все это может проявить себя с положительной стороны на любом профессиональном поприще.
А вот узкий по сравнению с остальными частями лица лоб будет означать прямо противоположное. Если широкий лоб говорит о способности к синтезу и аккумулированию информации, то узкий лоб, наоборот, будет скорее признаком склонности человека к конкретной специализации и педантичности. Риск скатиться к тупому упрямству и возможность помрачения рассудка особенно часто оказываются характерны для обладателей данного типа лба.
Низкий лоб, занимающий маленькое пространство относительно остальной части лица, а также рост волос очень близко от бровей, — все это считается признаками человека, не склонного к теоретическим размышлениям. О таких людях говорят, что их можно убедить только фактами. Иногда речь здесь может идти о людях прагматичных, которые предпочитают не растекаться «мыслию по древу», а идти к своей цели напролом. Однако они одновременно способны излучать личное обаяние в общении с другими людьми, хотя иногда чересчур практичный характер заставляет их проявлять себя как эгоистов и себялюбцев.
Эмоции и чувства
На той части лица, которая расположена между лбом и ртом, отражаются эмоции и чувства человека. Если лицо в целом является той зоной телесного, в которой наиболее явным образом сконцентрированы экспрессивные возможности человека, то данный конкретный лицевой отдел, соотносимый с эмоциями и чувствами, обладает наибольшими возможностями транслирования любого типа посланий. Комбинации мимических жестов, которые можно осуществить при помощи бровей, глаз, носа, щек и скул, отличаются бесконечным разнообразием и богатством, так же велико и количество оттенков эмоций, чувств или состояний духа, которые можно с их помощью передать. Жизнь постоянно моделирует личность человека, добавляя к наследственным факторам новые — те, которые привносятся с опытом человека, его достижениями, провалами, радостями и горестями, равно как и с его сознательной работой над собой.
Так, о человеке, достигшем зрелого возраста, говорят, что у него то лицо, которого он заслуживает, или, скорее, то, которое он оказался способен сам себе «вылепить». Смех, радость, печаль, беспокойство, одиночество, тревога, наслаждение — каждое из этих состояний оставляет свой отпечаток на структуре лицевых мускулов, придавая с годами новую форму лицу, его щекам и скулам, пока в конце концов эти «затвержденные» черты не начинают доминировать над наследственными.
Глаза и брови
Глаза — это наиболее экспрессивный из имеющихся у человека ресурсов невербальной коммуникации. Не произнося ни единого слова, одним лишь взглядом можно выразить очень много — от «Я тебя люблю» до «Мне нужна помощь».
Величина глаз уже может дать сразу определенную информацию о человеке. В целом утверждается, что среди обладателей больших глаз чаще всего встречаются личности пылкие, бескорыстные, независимые бунтари, в то время как люди с маленькими глазами скорее расчетливы и предпочитают хорошо взвесить сложившиеся обстоятельства, прежде чем остановить свой выбор на каком-либо варианте.
Человек с глазами навыкате проявляет чрезмерный интерес к внешнему миру, в то время как человек с глубоко посаженными глазами более склонен проявлять интерес к внутреннему миру собеседника. Широко расставленные глаза передают отстраненность и холодность их обладателя, а близко посаженные наводят на мысль как о его некоторой робости, так и о склонности фиксировать внимание на деталях.
Визуальный контакт — это одна из самых тонких форм общения, которое только может установиться между двумя людьми. Его можно рассматривать как более действенное средство для выражения и обмена чувствами, чем при вербальном контакте, поскольку вступить с человеком в визуальный контакт — это почти то же, что дотронуться до него рукой. Например, при встрече взглядов мужчины и женщины может возникнуть экстатическое возбуждение такой степени, что его токи словно пробегут по всему телу. Глаза при этом бывают широко раскрыты, в них читается приглашение, а взгляд имеет явственный эротический оттенок.
Считается, что, присмотревшись внимательно, можно увидеть что-то в глазах человека. Это является основной причиной того, почему некоторые люди стараются избегать визуального контакта: руководствуясь теми или иными мотивами, они не глядят на собеседника, так как опасаются, что их глаза могут приоткрыть какую-то завесу и выдать их тайну другому человеку. Люди нервные, робкие или те, кому есть что скрывать, имеют обыкновение уклоняться от установления подобного контакта и пытаются уходить от прямого взгляда. Впрочем, многие стараются опускать глаза, если ситуация вынуждает их высказывать что-то неудобное или неприятное для собеседника.
Никто не фокусирует свои глаза на другом человеке постоянно, взгляд обычно перебегает с предмета на предмет. В целом можно сказать, что люди подразделяются на две категории: смотрящие и слушающие.
Исследования, проводимые специалистами, показали: если у кого-то взгляд часто бывает устремлен вверх, это означает, что человек занимается визуализацией некоего кадра из прошлого, то есть как бы воспроизводит его заново в своем мозгу. Этот человек как раз из тех, кто смотрит. Наоборот, люди, глядящие обычно в сторону, воспроизводят в памяти что-то звуковое, поэтому они принадлежат к категории тех, кто слушает. Взгляд человека, зафиксированный в одном и том же направлении в течение значительного промежутка времени, наводит на мысль, что этот человек мыслит визуальными образами и что у него, возможно, богатое воображение. Такие люди имеют обыкновение заострять внимание на упаковке подарка, внешнем виде собеседника, одежде, в которую тот одет, деталях наружности и прочих подробностях. Вне всякого сомнения, и во всем том, что касается его самого, визуализирующий проявляет точно такое же щепетильное отношение к деталям. Если же человек, наоборот, имеет обыкновение смотреть на собеседника исподлобья, то он концентрируется на информации, воспринимаемой скорее с помощью ушей, нежели глазами; такой тип личности отличается прекрасной памятью на разговоры, звуки или песни. Вероятно, что он будет обладать также хорошим чувством ритма и проявлять больше интереса к тому, что говорит собеседник, нежели к тому, как он выглядит.
Большинство людей убеждены в несомненной значимости взгляда, и, зная это, они могут пытаться контролировать выражение своих глаз. Поэтому, желая разобраться в истинных чувствах или эмоциях собеседника, надо в разговоре с ним наблюдать непосредственно за зрачками его глаз.
Зрачки расширяются или сужаются в зависимости от складывающихся обстоятельств, и происходит это совершенно непроизвольно. Реакции зрачка относятся к сфере автономной нервной системы, поэтому человек не способен сознательно контролировать свои зрачки.
В общих чертах можно утверждать, что зрачок увеличивается в ответ на благоприятные стимулы и сужается в ответ на негативную или не совсем приятную информацию. Поэтому зрачки влюбленных расширяются, когда они смотрят друг другу в глаза. То же самое происходит с каждым человеком в случае получения им визуальных стимулов, которые являются для него благоприятными, таких как, например, созерцание красивого солнечного заката или вид аппетитной пищи. Доказано, что при расширении зрачков происходит увеличение размеров периферического зрительного поля, которое окружает объект, находящийся непосредственно в фокусе нашего взгляда. Этот факт можно было бы объяснить тем, что глаза желают увидеть как можно больше из того, что выглядит для них особенно приятным или привлекательным. Имеются документальные свидетельства того, как в минувшие столетия некоторые женщины использовали белладонну для расширения зрачков.
Один из жестов, который выдает человека с головой, когда он, глядя на что-то неприятное, подносит руку или один из пальцев к глазам. У детей этот жест чрезвычайно нагляден.
Брови у людей с разным овалом лиц придают определенное своеобразие личности. Здесь все имеет значение — густота бровей, их длина, местоположение, рисунок линии. Каждая деталь придает лицу индивидуальность. По этим деталям можно определить, дружелюбен ли человек или он больше углублен в себя. В любом случае брови являются важным компонентом языка тела. С помощью бровей можно передать наиболее значимые жесты.
Брови, поднятые вверх, являются очень распространенным мимическим жестом. Это зачастую делается сознательно, с определенным конкретным намерением, а иногда — непроизвольно. Разница между произвольными и непроизвольными жестами весьма очевидна. Для случайного наблюдателя куда менее очевидна неосознанность жеста, нежели его намеренность. В большинстве случаев этот жест означает удивление или неодобрение. Чем больше эмоций вкладывается в данный жест, тем более экспрессивным получается результирующее выражение лица, и тем больше морщин в итоге появляется на лбу.
Некоторые люди обладают способностью поднимать только одну бровь. Этот жест производит довольно странное действие на наблюдателя и может использоваться для передачи таких эмоций, как интерес, удивление или неодобрение.
Очень часто человек выразительно приподнимает брови лишь на одно мгновение. Это дружественный сигнал, который возникает спонтанно, когда устанавливается визуальный контакт со знакомым или с человеком, с которым очень хотелось бы познакомиться. Обычно этот жест сопровождается улыбкой и является некоей разновидностью приветствия или приглашения к общению.
Брови опускаются вниз. В большинстве случаев этот жест означает почти то же самое, что и нахмуривание бровей. Он также может быть сознательным или инстинктивным, и разница состоит только в степени акцентированности жеста. Опущенные брови являются в основном признаком гнева или неодобрения, хотя в отдельных случаях они выражают состояние глубокой задумчивости. Если человек гневается или не согласен с чем-то, то он, как правило, опускает брови вниз. Жест этот сознательный и волевой, обычно он сопровождается характерной вербальной экспрессией, которая со всей очевидностью демонстрирует соответствующее состояние человека. Однако если это знак глубокой задумчивости, то в большинстве случаев человек, демонстрирующий данный жест, не отдает себе в этом отчета.
Читайте также:
Скажи, как ты садишься, и я скажу кто тыПризнаки сексуального внимания со стороны мужчин
О чем говорят жесты рук
О женских ножках (мужчинам на заметку)
Учимся читать лицо: нос, рот, подбородок
Какой у Вас тип лица?
Категория: Язык тела, физиогномика | (25.06.2009)
Просмотров: 75668 Рейтинг: 4.8/6 | — Оценить -ОтличноХорошоНеплохоПлохоУжасно
Всего комментариев: 8
Порядок вывода комментариев:
По умолчанию
Сначала новые
Сначала старые
0