Домой Хозяйке на заметку Унисекс: одежда и психология

Унисекс: одежда и психология

321
0

Унисекс: одежда и психология

Об «унисексе» написано много, однако, так до сих пор и не выяснено, что это — обычный стиль в одежде, присущий современным «городским джунглям» или нечто гораздо большее, а именно — внешнее, материальное выражение некоего мировоззрения.


Считается, что унисекс — это порождение «бунтующих 1960-х», закономерная реакция на сексуальную революцию. Мол, обретение прав на бесполую одежду ознаменовало сокрушительную победу эмансипированной дамы над ослабевшим кавалером. В качестве трофея женщина взяла себе штаны и тренчкот после чего, взвалив на свои хрупкие плечи тушку поверженного мужчины, понесла его в направлении Светлого Будущего. «Она впереди — с рюкзаком, я сзади — в рюкзаке!» — как шутили сатирики в далёких 1970-х.


На самом деле всё выглядело гораздо сложнее, и стиль, названный впоследствии «унисексом», существовал задолго до начала сексуальной революции…


Итак, давайте попробуем восстановить в памяти некоторые этапы истории костюма, когда мужская и женская мода по силуэту и покрою максимально приближались друг к другу. Что характерно, это происходило именно тогда, когда в обществе по каким-то причинам «стирались грани» между женским поведением и мужским.


…Ни для кого не секрет, что мужская одежда в стародавние времена была гораздо удобнее женской. Это было продиктовано самой логикой жизни — мужчина вскакивал на коня и мчался на войну; мужчина выхватывал шпагу и убивал противника; мужчина бежал с докладом к королю по анфиладам дворца. А женщина вышивала золотом гербы и виньетки, примеряла перед зеркалами какой-нибудь шикарный убор и вздыхала у раскрытого окошка.


Мужской костюм был создан для активного взаимодействия с миром, дамский — для созерцательно-пассивного бытия. Недаром в самые разные эпохи женщину было принято сравнивать с цветком. Не всем дамам это было, разумеется, приятно — иным хотелось и на коня вскочить, и государством управлять. Однако общество всегда крайне негативно относилось к дамской строптивости, а за ношение мужского костюма можно было поплатиться жизнью. Недаром, в обвинительном заключении по делу Жанны Д `Арк записано, что она носила мужское платье — подобное поведение приравнивалось к самой ужасной ереси.


…Но время шло. Наступил XVIII век, который очень часто называют «веком женщин». Никогда мужской костюм не был столь рафинированно-женственным, как в середине XVIII столетия; никогда эти два антипода — женская и мужская мода не были так близки друг к другу. И мужчины, и женщины — одинаково напудрены, расфранчены, обшиты кружевами и усыпаны драгоценностями. Как не существовало мужских и женских ароматов духов, так не было и различий в манере наносить макияж и мушки.


И дамы, и кавалеры шили наряды из голубого, розового, фисташкового и жемчужно-серого атласа. На их ножках красовались одинаково неудобные, узкие туфли на высоких изогнутых каблуках. Пудра, помада, пилочки для ногтей и ароматические притирания были одинаковыми, как для мужчин, так и для женщин. Главная черта вещей стиля «унисекс» — это отсутствие признаков, указывающих на половую принадлежность их владельца.


Именно в этот период женщины активно рвутся во власть, а мужчины частенько предпочитают необременительные развлечения, вроде игры на клавесине или разведения роз. Европой правят дамы, даже Семилетнюю войну иногда называют «войной разгневанных женщин». Против кого борются? Да против одного из немногих «уцелевших» мужиков — против Фридриха Великого.


В моде — провокационные переодевания мужчины — в женщину, девицы — в юного пажа, а юного пажа — в хорошенькую субретку. Это некий «карнавальный наряд», который носят в повседневной жизни. В мужских костюмах позировали не только дамочки со скандальной репутацией, типа леди Кингстон или графини Орзельской, но и Екатерина II, и даже — княгиня Дашкова.


Моды Галантного Века можно назвать первой волной «унисекса». Что же было в следующем XIX столетии? Тоже не всё так просто. С одной стороны — декларативные рассуждения о том, что место женщины — в гостиной, в будуаре, в детской. Именно в XIX веке возникли знаменитые три ‘K’ немецкой женщины — ‘Kinder, Küche, Kirche’. С другой стороны — женская мода всё чаще и чаще обогащалась элементами мужской одежды. Типичный пример — жакетик — спенсер, чётко обрисовывавшая дамский лиф.


История появления этой вещи довольно-таки занимательна. Легенда гласит, что лорд Спенсер как-то раз вздремнул у камина и прожёг фалды своего фрака. Обнаружив это, англичанин спокойно обрезал фалды до талии и в таком виде вернулся к гостям.


А так как в Англии во все времена ценилось остроумие и умение сохранять хорошую мину при плохой игре, то «изобретение» лорда Спенсера вызвало всеобщий восторг. И, разумеется, многие щёголи стали ему подражать — так возник мужской «спенсер», который тут же переняли и дамы. Причина была проста — такой жакетик прекрасно дополнял ампирные платья с завышенной талией.


Одним из интересных проявлений unisex-моды начала XIX века были похожие на мужской цилиндр шляпы «а-ля жокей». Правда, такая шляпа могла быть украшена бантом или ещё каким-либо «женским» украшением.


На протяжении всего XIX столетия женщины потихонечку «перетаскивали» из мужского гардероба самые разные предметы. Например, пальто, которое до 1870-х гг. было сугубо мужской формой одежды.


Некоторые дамы, например, Жорж Санд или родоначальница американского феминизма — Амалия Блумер не стали церемониться и надели штанишки. Возникли даже специальные дамские панталоны — «блумерсы», названные так в честь храброй американки.


В конце века появился и женский вариант делового костюма — тальер, который шился из «мужских» материалов и давал женщине гораздо бо́льшую свободу передвижения, чем претенциозное платье с турнюром или с треном.


Почему это происходило? Да просто мужская одежда, в отличие от женской, была удобной и практичной. Хочешь действовать? Сшей тёмно-серый костюм, надень строгую рубашку с галстуком и — вперёд!


Социальные революции и прочие события нового века покончили не только с угнетением женщины; в XX столетии ушло само понятие Прекрасная Дама. Вернувшиеся с фронтов I Мировой войны, солдаты не узнали своих стриженых подруг в укороченных платьях и холщовых штанах.


В 1920-е годы женская мода и вовсе стала называться «а-ля гарсон». Это были не только одноимённые стрижки под мальчика, но и сам стиль жизни. Мода на плоскую мальчишескую фигурку, на широкие плечи, на сигарету в руке — это шокировало, но от этого уже не было никакого спасения. Дамы окончательно расхотели быть «прекрасными». Их ли это вина?


Интересным явлением можно назвать «советский унисекс», у которого была несколько иная социальная подоплёка. Итак, после революции женщину стали называть «товарищем», посадили на трактор и дали в руки кайло. Другим женщинам партия дала задание выучиться на инженеров-химиков, на железнодорожников и на геологов. Из года в год в сознание внедрялась мысль, что женщина — во всём равносильна мужчине. В 1920-е годы девушки, как и юноши, носили полувоенные юнгштурмовки, кожанки, сапоги, полосатые футболки со шнуровкой — «соколки». В 1930-е-1950-е гг. женщине опять «вернули» платье с рукавом — фонарик и подвитые локоны, однако, эта тенденция — восхвалять женщину — шпалоукладчика так и осталась.


…Итак, унисекс, как явление, существовал довольно давно, однако, утвердился он действительно только в конце 1960-х — в начале 1970-хгодов. Вот, например, отрывок из статьи 1974 года: «Женщины носят самую мужскую часть одежды — брюки, не говоря уже о галстуках, кепи, «мотоциклетных» куртках, джинсах, блузках типа мужской рубашки, жакетах типа пиджаков. А мужчины, начав с кружевных жабо к вечерним костюмам и рубашек из ткани в цветочек, перешли к джемперам с «женской» застёжкой на планке без воротника и полупрозрачным кружевным рубашкам». Популярная деталь гардероба 1970-х — батник тоже «унисекс». Это — мужская или женская приталенная рубашка с отложным воротником и застёжкой на планке.


Автор статьи «реабилитирует» и удлиненные волосы, полагая, что если они хорошо подстрижены, вымыты и причёсаны, то почему бы нет? В журналах мод 1970-х можно было увидеть мужчин и женщин в плащах или куртках почти одинакового покроя. Карикатуристы постоянно обыгрывали ситуацию, когда мужчина подходил знакомиться к длинноволосой прелестнице в джинсах, а в ответ… получал зуботычину от модного «волосатика».


Что происходило? Женщины становились грубее и агрессивнее, мужчины — пассивнее и бесхребетнее. В результате — ни мужчин, ни женщин, просто люди. Мужчина всё меньше хотел брать на себя ответственность. Женщина всё чаще «рулила».
Хорошо это или плохо — судить не нам, будущее покажет. А пока по аллее идёт молодая пара — джинсы, курточки, кроссовки. Она утверждает, что ей удобно. Он не против.


Автор: Зина Кopзина